[Греч. πηδάλιον - руль, кормило], авторитетный сборник канонов православной Церкви, изданный в 1800 г. П. включает 85 Апостольских правил, Правила Вселенских Соборов (20 правил Вселенского I Собора, 7 - Вселенского II Собора, 8 - Вселенского III Собора, 30 - Вселенского IV Собора, 102 - Трулльского Собора, 22 - Вселенского VII Собора), Правила Поместных Соборов (17 правил Двукратного Собора, 3 - К-польского Собора в храме Св. Софии 879 г. (см. в ст. Константинопольские Cоборы), 1 - Карфагенского Собора 256 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы), 25 - Анкирского Собора (см. в ст. Анкирские Соборы), 15 - Неокесарийского Собора, 21 - Гангрского Собора, 25 - Антиохийского Собора (см. в ст. Антиохийские Соборы), 60 - Лаодикийского Собора, 20 - Сардикийского Собора, 2 - К-польского Собора 394 г. (см. в ст. Константинопольские Cоборы), 141 - Карфагенского Собора 419 г. (см. в ст. Карфагенские Соборы)), Правила святых отцов (4 правила свт. Дионисия Великого, 12 - свт. Григория Чудотворца, 15 - сщмч. Петра I Александрийского, 3 - свт. Афанасия I Великого, 92 - свт. Василия Великого, 8 - свт. Григория Нисского, 1 - свт. Григория Богослова, 1 - свт. Амфилохия Иконийского, 18 - Тимофея I, архиеп. Александрийского, 14 - Феофила I, архиеп. Александрийского, 5 - свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, 1 - свт. Геннадия I, патриарха К-польского, 35 - Иоанна IV Постника, 1 - свт. Тарасия, патриарха К-польского, 37 - Никифора I, патриарха К-польского). Дополнением служат 11 канонических ответов Николая III Грамматика, патриарха К-польского.
Составителями П. стали афонские монахи прп. Никодим Святогорец и иером. Агапий Старший. Приступая к работе над сборником ок. 1789 г., они руководствовались троякой целью: снабдить грекоязычных верующих полным и выверенным сборником церковных канонов, осуществить перевод канонов на разговорный греч. язык, поскольку древнегреч. язык к нач. XIX в. был уже непонятен для греков без специального изучения, выполнить работу по согласованию и разъяснению канонических норм с учетом наиболее авторитетных толкований Иоанна Зонары, патриарха К-польского Феодора IV Вальсамона, Алексия Аристина и др. Печатными источниками для составителей П. стали сборники канонов Беверегия (Συνοδικόν. Oxonii, 1672), иером. Спиридона (Милиаса) (Τῶν ῾Αγίων Συνόδων τῆς Καθολικῆς ᾿Εκκλησίας... νέα κα δαψιλεστάτη συνάθροισις. Βενετία, 1761-1762. 2 τ.), а также более ранние «Деяния соборов», изданные С. Бинием (Concilia generalia et provincialia, graeca et latina. P., 1636. 9 vol. in 10), «Библиотека древнего канонического права» Г. Вёлля и А. Жюстеля (Bibliotheca juris canonici veteris. P., 1661. 2 vol.) и др. (Янгу. 2019. С. 29-30). Кроме этого, составители П. пользовались рукописями из библиотек афонских монастырей. Наконец, незадолго до начала совместной работы над сборником иером. Агапий издал собственное «Собрание всех божественных и священных канонов» (Συλλογὴ πάντων τῶν ῾Ιερῶν κα Θείων Κανόνων. Βενετία, 1787).
В предисловии к П., а также в переписке прп. Никодима с рецензентом издания иером. Дорофеем (Вулисмой) подчеркивается критический подход составителей к подбору материала: перечень канонов, их нумерация в реестрах, тексты канонов из рукописных и печатных источников, как и тексты толкователей древности, подверглись пересмотру (Янгу. 2019. С. 26-28).
Структура П. такова: каждому разделу предпосылается введение в виде краткой исторической справки о Соборе или об отце Церкви. Каноны приводятся в древнегреч. оригинале, затем следует свободный перевод-парафраз на новогреч. языке с подзаголовком «толкование», после чего размещается раздел «согласование», где указываются параллельные места к приведенному правилу. Текст снабжен примечаниями исторического, богословского и канонического характера.
Рукопись П. была передана в К-польскую Патриархию для рассмотрения в 1790 г. Патриарх Неофит VII созвал для обсуждения Синод, к-рый, высказав принципиальное согласие на публикацию сборника, назначил его рецензентом иером. Дорофея (Вулисму). В течение следующих 3 лет продолжалась работа над рукописью. Составители сборника не были во всем согласны с замечаниями рецензента, о чем свидетельствует временами напряженный характер переписки между ними (Там же. С. 44-65). В 1793 г., когда работа над исправлением рукописи была завершена, патриарх Неофит передал ее на рецензию дидаскалу прп. Афанасию Паросскому и свт. Макарию Нотаре. В 1794 г. свт. Макарий прибыл на Св. Гору и лично привез П. с внесенными замечаниями. Однако офиц. разрешения Синода на публикацию ни при патриархе Неофите, ни при его преемнике Герасиме III (1794-1797), вероятно, так и не последовало (Там же. С. 72). В конечном счете П. был издан в Лейпциге в 1800 г. по инициативе и иждивением Великой Лавры Афона. Процесс издания осложнился тем, что иером. Феодорит (впосл. игумен мон-ря Эсфигмен), назначенный контролировать издание книги в Лейпциге, внес в книгу несогласованную правку, о чем прп. Никодиму стало известно только в 1801 г., когда он ознакомился с отпечатанным экземпляром. Прп. Никодим через иером. Дорофея обратился к патриарху Каллинику V с просьбой издать офиц. опровержение «вредных» вставок, сделанных Феодоритом. После проверки в 1802 г. было издано патриаршее послание, указывавшее на вставки Феодорита и порицавшее их, однако подписано оно было не действующим патриархом, а ушедшим на покой патриархом Неофитом. Исправления в текст П. были внесены во 2-м издании 1841 г. П. неоднократно переиздавался в К-польской и Элладской Церквах как наиболее авторитетный сборник канонов, однако офиц. нормативного статуса не получил.
П. повлиял на офиц. сборник канонов Русской Православной Церкви «Книгу правил» (1839), о чем свидетельствуют ряд особенностей в издании канонов, а также нек-рые фактические неточности, перенесенные из П. в «Книгу правил». Греч. текст канонов, приведенный в «Книге правил», частично воспроизводит П., частично - издания канонов Беверегия (Παῦλος (Μενεβίσογλου). 2007; Бондач. 2010. С. 130-131). Между сборниками есть и различия. Не одинаковы последовательность размещения правил Поместных Соборов и святых отцов. В «Книгу правил» не вошли правило Карфагенского Собора 256 г., а также правила Иоанна Постника, Никифора Исповедника и ответы Николая Грамматика, включенные в П. Число правил К-польского Собора 394 г., Карфагенского Собора 419 г., Петра Александрийского также неодинаковое. Наконец, «Книга правил» содержит только тексты канонов, без комментариев к ним.